Генеральный секретарь Шанхайской Организации Сотрудничества Дмитрий Мезенцев

Дмитрий Мезенцев: ШОС находится в преддверии расширения

О перспективах расширения ШОС, общих угрозах, вызовах безопасности и стабильности на её пространстве рассказал в интервью РИА Новости Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Дмитрий Мезенцев.

- Дмитрий Фёдорович, насколько вероятно получение Индией и Пакистаном в ближайшие годы статуса полноправных членов ШОС?

- Напомню, что накануне Душанбинского саммита ШОС в сентябре 2014 года Президентом Индии в адрес главы председательствующего в организации государства был направлен письменный запрос на обретение страной статуса полноправного члена ШОС. Подобные заявки подавались ранее президентами Ирана и Пакистана.

Следует отметить, что пакет «расширенческих» вопросов - это работа не просто по изучению заявок, но и по определению соответствия страны-заявителя тем критериям, которые сформулированы организацией.

Душанбинский саммит принял по-своему исторический документ - типовой меморандум по предоставлению государству-заявителю статуса полноправного члена - и утвердил порядок приёма в ШОС новых членов. Таким образом, полностью завершена работа по формированию нормативной базы ШОС по расширению, никаких юридических препятствий в этом вопросе у нас больше нет.

Активизация работы по всему пакету «расширенческих» вопросов, рассмотрение значительного числа заявок стран, запрашивающих статус наблюдателей и партнёров по диалогу, говорит о том, что перспектива расширения ШОС реальна.

Рассчитываю на то, что решение по Индии и Пакистану будет принято. Это приумножит потенциал организации, предопределит рост влияния ШОС в регионе и более активное её участие в вопросах региональной и международной повестки дня.

- Каковы перспективы повышения статуса в ШОС у Ирана и Афганистана?

- Нормативная база организации не предусматривает возможность приёма в члены ШОС государств, которые находятся под санкциями Организации Объединённых Наций. Но сегодня мы видим стремление Ирана активизировать взаимодействие в нынешнем статусе наблюдателя. Здесь у Ирана мощный потенциал. Можно только приветствовать работу Ирана по формату 6+5, и участие Секретаря Высшего совета национальной безопасности Али Шамхани в 10-й встрече секретарей советов безопасности государств-членов ШОС в Москве - ещё одно тому подтверждение.

Мы приветствуем прогресс на шестисторонних переговорах по Ирану, но нужно быть реалистами: понятно, что прогресс в такой сложной проблеме не может быть быстрым. Тем не менее мы надеемся, что в обозримом будущем будут достигнуты серьёзные результаты.

Заявки от Президента Афганистана пока не поступало.

- Рассматривается ли в ШОС возможность создания коллективных вооружённых сил, наподобие Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ?

- Нет, такая перспектива не рассматривается. Базовый документ организации - Хартия ШОС - предусматривает, что приоритетом взаимодействия сторон в обеспечении региональной стабильности и безопасности будет сотрудничество с использованием инструментария политико-дипломатических мер.

- Представляет ли для стран ШОС опасность ситуация в Афганистане, особенно на фоне проникновения туда группировки «Исламское государство»?

- Нерешённость афганского вопроса на протяжении стольких лет - это не просто возможность активизироваться силам экстремизма, сепаратизма, терроризма, незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, это ещё и условия, в которых подрастает новое поколение. Оно воспитывается в условиях системы нестабильности и военных действий.

Кроме того, нерешённость проблемы обеспечения нормальных, стабильных условий жизни и возможности кормить свои семьи для тысяч и тысяч крестьян Афганистана тоже в определённой степени социальная база для формирования тех сил, которые поддерживают терроризм. И если сегодня мы видим системное, многократное увеличение наркопроизводства, то одна из причин этого - нерешённость важнейших социальных вопросов Афганистана.

На Пекинском саммите 2012 года главы государств-членов ШОС подчеркнули, что мирное урегулирование в Афганистане возможно при центральной координирующей роли ООН. Позиция эта неизменная - государства-члены выступают за решение афганского вопроса под афганским руководством и самими афганцами.

Афганский фактор существует. Делать вид, что его нет, близоруко. Деятельность ШОС в политико-дипломатической сфере, предоставление Афганистану статуса наблюдателя в 2012 году, минуя статус партнёра по диалогу, - это важнейший индикатор заинтересованности организации в мирном решении афганского вопроса.

- Что предпринимают государства-члены ШОС для борьбы с наркотической угрозой, в том числе со стороны Афганистана?

- Расширяется уровень взаимодействия и глубина сотрудничества антинаркотических служб государств-членов ШОС. Успешно реализуются основные положения Антинаркотической стратегии на 2011-2016 годы. Уже началась работа сторон по подготовке проекта новой Антинаркотической стратегии на 2017-2022 годы. Добавлю, что в своё время Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе встречи с нами отметил особое значение этого комплексного документа и тех программ и планов, которые дают серьёзный результат.

- Насколько серьёзно страны ШОС расценивают угрозу в сфере информационной безопасности?

- Действительно, в организации отмечается, что за последнее время масштаб угроз киберпреступлений заметно расширился.

Отвечая на это, государства-члены ШОС активизировали взаимоотношения по обеспечению международной информационной безопасности, более внимательно относятся к этой угрозе. Результативнее стала деятельность Региональной антитеррористической структуры ШОС в этой сфере. Напомню, что ещё в 2009 году ШОС было принято соглашение о международной информационной безопасности.