Генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев – о новом терминале аэропорта Уфа и совещании министров транспорта стран ШОС

Вопрос: Вчера состоялось торжественное открытие международного терминала аэропорта Уфа. Как Вы оцениваете готовность города к предстоящему саммиту Шанхайской организации сотрудничества?

Дмитрий Мезенцев: Новый терминал аэропорта Уфа был представлен министрам транспорта стран «шосовской семьи».

Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, приветствуя гостей 7-го Совещания министров транспорта государств-членов ШОС, отметил, что работа по реконструкции воздушной гавани, проведённая совместно с федеральным центром, позволит значительно увеличить пассажиропоток и откроет новые возможности для бизнеса, общения, туризма.

Как подчеркнул Министр транспорта России Максим Соколов, аэропорт готов принять любые типы самолётов и соответствует самым высоким международным требованиям.

Серьёзные вложения сделаны в развитие инфраструктуры воздушной гавани - модернизацию взлётно-посадочной полосы, строительство новых рулёжных дорожек, терминала. Аэропорт готов к приёму высоких гостей - участников заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и саммита БРИКС, а также других важнейших событий, которые пройдут в Уфе 8-10 июля 2015 года.

Значимо то, что руководство республики планирует дальнейшее развитие. Важно, что ожидаемые и столь значимые международные события будут новым фактором в пользу более авторитетного позиционирования Башкортостана и внутри страны, и за рубежом.

Вопрос: Сегодня состоялось 7-е Совещание министров транспорта государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Кто из стран «шосовской семьи» принял в нём участие? Какие темы обсуждались?

Дмитрий Мезенцев: Важно отметить, что в работе совещания приняли участие главы ведомств из стран-основательниц ШОС - Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. Делегацию Узбекистана возглавил первый заместитель председателя правления национальных железных дорог. Активное участие в работе приняли и государства-наблюдатели при ШОС: Министр транспорта и гражданской авиации Исламской Республики Афганистан, высокая делегация из Исламской Республики Иран, монгольскую делегацию возглавил Министр дорог и транспорта этой страны. Партнёры по диалогу ШОС также были представлены: присутствовали эксперты из Турецкой Республики, заместитель Министра транспорта Республики Шри-Ланка и Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Стоит отметить, что встреча проходила в уникальное по-своему для взаимодействия в транспортной сфере время. На Душанбинском саммите в сентябре 2014 года было подписано Межправительственное соглашение о создании благоприятных условий для автомобильных перевозок на пространстве ШОС. Этот очень профессиональный документ, по сути, стал прорывным. Он обеспечивает не только развитие транспортных коридоров на пространстве организации - подписав соглашение, страны-основательницы ШОС показали стремление, готовность и умение сторон идти по пути сочетания национальных экономических интересов с интересами организации в целом. Предопределено развитие глобальных транспортных коридоров Китай - Западная Европа. Достаточно последовательно, на протяжении ряда лет при поддержке ЭСКАТО ООН готовилось это соглашение, что подтверждает: у ШОС есть громадный потенциал развития торгово-экономического взаимодействия.

В ходе совещания шёл разговор и о тех мерах, которые стороны обязаны принять для реализации этого соглашения в обозначенные сроки. Были представлены предложения по сопряжению национальных планов развития транспортной инфраструктуры и сети, что обеспечит новый уровень взаимодействия.

Главы делегаций обозначили предложения и по возможному сопряжению отраслевых планов с планами создания экономического пояса Великого Шёлкового пути - концепцией, предложенной Председателем КНР Си Цзиньпином. Мы убеждены в том, что огромная экспертная подготовительная работа сторон по реализации этой концепции, которую ещё предстоит провести, станет одним из важнейших элементов фундамента совместной работы заинтересованных стран, учтёт предложения, которые уже существуют в рамках национальных экономических стратегий государств-членов ШОС. Важно помнить, что нельзя допустить необоснованную контрпродуктивную конкуренцию при реализации столь глобального проекта. Китайская сторона формирует и финансовые институты, прежде всего Фонд Шёлкового пути, что станет важным фактором, обеспечивающим движение вперёд.

Главы делегаций представили анализ практики взаимодействия транспортных ведомств и предложения, которые также должны быть учтены на завершающем этапе работы над проектом Стратегии развития ШОС до 2025 года. Как предполагается, этот документ будет утвержден главами государств на Уфимском саммите организации.