7-е Совещание министров транспорта государств-членов ШОС

7-е Совещание министров транспорта государств-членов ШОС

В Уфе состоялось 7-е Совещание министров транспорта государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

В мероприятии приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, Министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Асет Исекешев, Министр транспорта Китайской Народной Республики Ян Чуаньтан, Министр транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики Аргынбек Малабаев, Министр транспорта Республики Таджикистан Шерали Ганджалзода, первый заместитель председателя правления ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» Даврон Дехканов, Министр транспорта Исламской Республики Афганистан Баташ Мохаммадуллах, Министр дорог и транспорта Монголии Намхай Тумурхуу, заместитель Министра транспорта Республики Шри-Ланка Тховфиик Мухаммед Шарифф, Министр транспорта Республики Беларусь Анатолий Сивак, а также Генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев, Генеральный секретарь Международного союза автомобильного транспорта Умберто Прето и представители ЭСКАТО ООН.

Открывая встречу, Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов отметил, что место проведения совещания выбрано неслучайно. «Республика Башкортостан входит в десятку российских регионов-лидеров по уровню экономического развития. Её сеть транспортных коммуникаций обслуживает в том числе и внешнюю торговлю России с государствами-членами ШОС. Сам город Уфа является одним из крупнейших экономических, культурных, спортивных, научных и транспортных центров России, который в этом году, по сути, является столицей нашей организации, так как уже через два месяца, в июле, примет саммит ШОС», - сказал он.

По словам министра, Россия придаёт большое значение исполнению функций государства-председателя ШОС. Среди приоритетных направлений работы на текущий год он назвал укрепление роли организации как эффективного механизма региональной безопасности, запуск крупных многосторонних инфраструктурных проектов, углубление связей, выработку общих подходов к актуальным региональным и глобальным проблемам.

По мнению Максима Соколова, транспортное сотрудничество является одним из важнейших и приоритетных направлений взаимодействия государств-членов ШОС. «Именно современная инфраструктура способна стать ключом к реализации многих деловых проектов, масштабных инициатив по созданию передовых производств и качественных рабочих мест», - отметил он.

Министр также рассказал участникам совещания о российско-китайских планах по сопряжению развития транзитного потенциала российских Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали и китайского «Экономического пояса Шёлкового пути». По его мнению, такие масштабные проекты послужат интересам как участников организации, так и других государств Евразии, будут способствовать стыковке стратегий развития стран вдоль Шёлкового пути, раскрытию потенциала внутрирегионального рынка, способствовать инвестициям и потреблению, создавать спрос и занятость.

Максим Соколов также зачитал официальное послание Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева к участникам совещания.

В ходе встречи главы делегаций обсудили состояние и перспективы развития многостороннего транспортного сотрудничества в рамках ШОС. Было подчёркнуто, что ключевой задачей транспортного сектора является развитие инфраструктуры и реализация крупномасштабных совместных проектов в сфере транспорта, логистики и коммуникаций, что позволит значительно расширить взаимный товарооборот, создаст новые рынки, придаст существенный импульс региональному развитию и сформирует современную и разветвлённую систему транспортных маршрутов в Евразии.

Стороны отметили необходимость продолжения работы по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, подписанного на заседании Совета глав государств-членов ШОС 11-12 сентября 2014 года в Душанбе (Республика Таджикистан).

Участники совещания также договорились определить своих представителей для включения в совместную комиссию по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок на уровне заместителей руководителей ведомств государств-членов, ответственных за выработку государственной политики в области транспорта, и поручить провести формирование национальных частей комиссии.

В целях последовательного развития международного автомобильного сообщения в регионе стороны отметили необходимость продолжения работы по созданию автодорожной инфраструктуры, развитию многофункциональных сервисных центров на трассах международных автомобильных маршрутов ШОС, внедрению экологичных технологий и более широкому использованию газового топлива. Достигнута договорённость предпринять необходимые усилия по скорейшему принятию Программы скоординированного развития автомобильных дорог государств-членов ШОС. В этих целях с учётом развития торгово-экономического сотрудничества в ШОС, необходимости обеспечения потребностей экономик государств-членов ШОС в конкурентоспособных транспортных услугах, стороны отметили целесообразность продолжения проработки предложений сторон по разработке проекта программы в рамках рабочей группы по транзитному потенциалу ШОС. Совещанию министров, отвечающих за внешнеэкономическую деятельность, рекомендовано рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в работу данной группы.

Стороны отметили в качестве приоритетных задач на перспективу деятельность по реализации представляющих общий интерес инфраструктурных проектов, обеспечивающих расширение транспортно-коммуникационных возможностей региона, развитие железнодорожного транспорта, включая высокоскоростные магистрали, создание международных мультимодальных логистических центров, внедрение на транспорте передовых и инновационных технологий. В этих направлениях целесообразно активно использовать потенциал государств-наблюдателей и партнёров по диалогу организации, а также возможности международных банков развития, таких как Банк развития ШОС.

Главы делегаций с удовлетворением отметили успешные результаты проведённых в 2014 году крупных спортивных мероприятий в государствах-членах ШОС и организации их транспортного обеспечения, которые обсуждались в ходе международной конференции по обмену опытом организации транспортного обеспечения крупнейших спортивных мероприятий 15 мая в Уфе. Стороны договорились продолжить работу по обмену информаций и опытом организации транспортного обеспечения крупнейших спортивных мероприятий. По итогам совещания стороны договорились продолжить реализацию мероприятий по расширению взаимовыгодного сотрудничества в транспортной сфере в соответствии с Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, включая пилотные проекты в сфере транспорта.

В целях дальнейшего развития сотрудничества в регионе ШОС стороны подготовят к очередному совещанию министров транспорта национальные предложения по формированию общей транспортной системы ШОС с использованием потенциала Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали, сопряжённой с развитием экономического пояса Шёлкового пути. Будет продолжена работа по скоординированному развитию транспортной инфраструктуры, в том числе путём реализации совместных проектов по строительству и вводу в эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта, включая развитие ВСМ. Государства-члены ШОС продолжат работу по оптимизации тарифов при перевозке грузов железнодорожным транспортом и комплексных ставок при обработке грузов в портах и пограничных переходах.

Достигнута договорённость по обмену информацией в области обеспечения безопасности на транспорте, внедрения инноваций и интеллектуальных транспортных систем. В этой связи стороны отметили важность предоставления субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками государств-членов ШОС, осуществляющих международные перевозки пассажиров, данных, содержащихся в проездных документах, в формируемые национальные автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Стороны продолжат развитие сотрудничества в области воздушного транспорта путём взаимодействия в сфере аэронавигации, обмена передовым опытом по созданию и управлению международными аэропортами, проработки перспектив открытия новых и экономически эффективных авиамаршрутов между государствами-членами ШОС. Отмечена важность создания новых и эффективного использования возможностей действующих в регионе международных интермодальных логистических центров в целях повышения конкурентоспособности и наращивания транзитного потенциала стран ШОС.

Стороны продолжат работу по дальнейшему совершенствованию международных автомобильных маршрутов, в том числе путём осуществления мониторинга реализации отобранных пилотных проектов, включая строительство и реконструкцию участков автомобильных дорог в составе международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай и Е40, а также приступят к формированию новых многосторонних проектов взаимовыгодного сотрудничества в рамках ШОС в целях опережающего развития транспортной инфраструктуры.

Продолжится сотрудничество с государствами-наблюдателями и партнёрами по диалогу ШОС и Республикой Армения, они будут привлечены к процессу развития многостороннего сотрудничества в сфере транспорта в рамках организации.

В этот же день Максим Соколов и главы других делегаций приняли участие в работе международной конференции по обмену опытом в организации транспортного обеспечения крупных спортивных мероприятий. В приветственном слове российский министр отметил, что среди участников конференции есть специалисты, которые на высшем уровне организовали транспортное обеспечение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр, Универсиады в Российской Федерации, летних Олимпийских игр и Универсиады в Китае, чемпионата мира по футболу в Бразилии, чемпионата мира по хоккею в Беларуси, Азиатских игр в Казахстане. «Крупные спортивные соревнования - это мегасобытия, которые становятся вызовами не только для спортсменов, но и для транспортной отрасли, - сказал Максим Соколов. - Пиковые нагрузки, необходимость перевозки за короткое время миллионов людей - это системные задачи, решение которых позволяет существенно повысить эффективность работы транспортной системы. Благодаря современным транспортным технологиям мир стал по-настоящему глобальным».

По мнению министра, подготовка к массовым международным спортивным мероприятиям является драйвером для развития транспортной инфраструктуры и внедрения современных технологий управления транспортными системами в принимающем государстве. В качестве примера он назвал Олимпийские, Паралимпийские игры в Сочи и Универсиаду в Казани. «Благодаря проделанной работе городам удалось решить проблему пробок в периоды пиковых нагрузок, транспортные системы Сочи и Казани стали более удобными и комфортными», - подчеркнул он.

В настоящее время Россия находится в фазе активной подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года. Это будет чрезвычайно масштабное спортивное событие, таких транспортно-логистических проектов в нашей стране ещё не было, считает Максим Соколов. «Наша цель - обеспечить комфортное передвижение участников и гостей чемпионата как между городами, так и внутри них, - сказал он. - Наши партнёры по Шанхайской организации сотрудничества и группе БРИКС имеют такой опыт, нам важно изучить его для создания надёжной, современной, безопасной транспортной системы предстоящих международных спортивных мероприятий, включая чемпионат мира по футболу 2018 года».