Совещание руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Виктор Иванов: Страны ШОС объективно заинтересованы в обеспечении региональной безопасности

Совещание руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
Стенограмма выступления директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова на cовещании руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Виктор Иванов: Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать вас на 6-м Совещании руководителей компетентных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, наделённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Коллеги, в последние пять лет нами в рамках ШОС проделана немалая работа и налажено эффективное сотрудничество по борьбе с наркотиками.

Активно и плодотворно действуют рабочие группы экспертов по контролю за прекурсорами, совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества, снижению спроса на наркотики, правоохранительной деятельности и пресечению наркопреступности, а также регулярно проводятся совещания руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Это не случайно. Мы объединены перед лицом общей угрозы - существованием двух планетарных центров производства наркотиков в Афганистане и Латинской Америке. Генерируемая ими наркоагрессия представляет угрозу для международной безопасности и экономического развития, способствует развитию коррупции и финансовой подпитке терроризма и экстремизма, подрывает здоровье и благосостояние наций и препятствует осуществлению основных прав и свобод человека.

Масштабы данной проблемы требуют консолидации усилий мирового сообщества, укрепления действующей международной системы контроля за наркотиками, а также развития практического взаимодействия между компетентными органами наших стран.

Наиболее эффективными с практической точки зрения на пространстве ШОС проявили себя такие меры, как организация совместных операций по противодействию наркообороту, обмен опытом работы, подготовка антинаркотических кадров, совершенствование правовой базы и развитие институциональных механизмов противодействия производству и распространению наркотиков.

Вместе с тем в условиях непрерывного нарастания производства наркотиков в Афганистане все перечисленные усилия пока что не дают нам требуемого результата - пресечения наркопоставок и санирования наркоситуации в наших государствах.

На данный момент близится к завершению вывод вооружённого контингента МССБ из Афганистана. Безусловно, США и НАТО намерены сохранить за собой стратегические позиции как на афганской территории, так и в Центрально-Азиатском регионе. Вместе с тем их политика подразумевает полный уход от ответственности за решение проблемы масштабного производства наркотиков в Афганистане, и прежде всего через разрушение экономической инфраструктуры Афганистана и снижение его зависимости от внешних финансовых вливаний, которые на текущий момент составляют до 90% ВВП.

Одновременно прослеживается намерение покидающих Афганистан государств НАТО переложить обязанности по поддержанию стабильности и обеспечению безопасности в Центральной Азии на региональные государства, в том числе Россию, и международные организации, в первую очередь ШОС и ОДКБ. В случае негативного развития ситуации это заведомо снизит имиджевые и репутационные риски западных государств и не нанесёт тем самым ущерба их политическим позициям на международной арене. А Афганистан и граничащие с ним страны вынуждены будут столкнуться с множеством проблем, которые за последнее десятилетие лишь усугублялись - среди них степенью своей опасности выделяется незаконный оборот наркотиков.

Замалчивание реального масштаба проблем ведёт к ошибкам в принятии решений и к некорректному расходованию выделяемых международным сообществом в целях помощи Афганистану средств. В результате этого снижается эффективность реализуемых проектов, а проблемы с течением времени только нарастают.

По нашему мнению, участие государств-членов ШОС может способствовать повышению эффективности решения существующих проблем в Афганистане. Государства-члены ШОС объективно заинтересованы, во-первых, в обеспечении региональной безопасности, а во-вторых, в приобретении Афганистаном роли устойчивого и суверенного государства, способного эффективно решать свои внутренние проблемы, в том числе противодействовать производству наркотических веществ и наркотрафику.

Здесь нам необходимо в максимальной степени помогать Афганистану избавиться от планетарной проблемы наркопроизводства. В этом плане считаю целесообразным, коллеги, обратиться от лица министров к главам государств ШОС с инициативой утвердить Афганистан полноправным членом ШОС в связи с важностью его более тесного интегрирования в экономические процессы ШОС в целях альтернативного развития и ликвидации наркопроизводства.

По нашему мнению, наиболее актуальным и эффективным способом радикального решения проблемы незаконного оборота наркотиков будет пресечение наркопроизводства одновременно с реализацией комплексных проектов альтернативного экономического развития Афганистана.

При этом под комплексным альтернативным развитием нельзя понимать единичные, по сути камерные, проекты по раздаче афганским крестьянам семян легальных сельскохозяйственных культур. Требуется восстановить инфраструктуру полного сельскохозяйственного цикла - от обработки земли до переработки и сбыта продукции. Аналогичный подход касается и индустриального развития. Данные принципы отражены в Руководящих принципах Организации Объединённых Наций в области альтернативного развития.

Как показывают статистические подсчёты, концентрация усилий мирового сообщества на ликвидации инфраструктуры наркопроизводства при одновременной замене её приносящими достаточный доход проектами альтернативного развития не только потребует меньших затрат, чем ежегодно выделяется на борьбу с трафиком мелкооптовых партий наркотиков и организацию лечения и реабилитации наркозависимых, но и позволит значительно снизить степень наркоугрозы в течение ряда лет.

Определённую озабоченность вызывает лавинообразный рост разнообразных новых психоактивных веществ, которые не включены в международные списки подконтрольных препаратов. С учётом высокой степени развития химической науки разработка новых формул субстанций, оказывающих наркотическое воздействие на человека, и запуск их в производство занимают считаные дни, а процедуры выявления, изучения и внесения таких веществ в списки запрещённых могут тянуться годами.

Разумеется, данные вещества не проверяются на предмет их безопасности для человеческого организма, поэтому наркопотребители могут получить под известным брендом вещество, обладающее ярко выраженным токсическим эффектом. В России в прошлом году зафиксировано несколько сотен случаев отравления новыми нарковеществами, многие из них окончились летальным исходом.

В этом году в России принят закон, позволяющий ФСКН России временно приостанавливать оборот появляющихся новых психоактивных веществ, что повысило эффективность нашего противодействия данной проблеме. В то же время преступные группы могут использовать различия в нормативной базе наших стран для организации своего бизнеса и распространения спайсов. В целях недопущения этого предлагаем принять меры по усилению контроля за появляющимися на наркорынке новыми веществами.

Вместе с тем нашу озабоченность вызывает нарастающая популярность идеи либерализации действующего международного режима контроля за незаконным оборотом наркотиков.

Утверждая, что ведущаяся по традиционным схемам война с наркотиками проиграна, нарколиберальные активисты предлагают не бороться с наркопроизводством и наркопотреблением, а поставить данные процессы под государственный контроль. Таким образом, заинтересованные в потреблении наркотиков лица смогут свободно приобретать в лицензированных аптеках наркотические и психотропные вещества, принося государству прибыль в виде доходов от лицензирования, аккредитации, акцизов и налогов. На текущий момент речь идет о легализации лёгких наркотиков, к примеру, каннабиса, что уже сделано в Нидерландах, отдельных штатах США, Уругвае и некоторых странах Латинской Америки, но подобный, так называемый «гибкий», подход к международным и национальным правовым нормам в кратчайшие сроки повлечёт за собой декриминализацию любых видов наркотических и психотропных веществ.

Аргументация в пользу либерализации оборота наркотических веществ базируется на проведении аналогий с алкоголем и табаком. Однако, по оценкам экспертов в сфере здравоохранения, потребление алкоголя (пьянство, алкоголизм) уверенно занимает первые места среди причин смерти от инфарктов, инсультов и прочих сопутствующих заболеваний или в результате несчастных случаев. С точки зрения социологии с потреблением алкоголя сопряжены такие явления как бытовое насилие, распад семей, разрушение демографического потенциала, деформация личности и прочие негативные явления, систематически наносящие непоправимый ущерб обществу.

Пропаганда легализации наркотических веществ не только умалчивает о подобном варианте развития событий, но и упускает из виду намного более высокую аддиктивность наркотических веществ. По утверждениям врачей, психика наркомана необратимо меняется и риск рецидива наркопотребления остаётся навсегда, хотя и значительно снижается при прохождении специальных программ реабилитации и ресоциализации.

Экономическая эффективность легализации оборота каких-либо наркотических веществ также является достаточно спорным показателем. Среднесрочные и долгосрочные последствия данного решения, которые предположительно повлекут за собой расходы на здравоохранение и социальное обеспечение, как минимум пятикратно превышающие полученные доходы, на данный момент во внимание не принимаются.

Российская Федерация неуклонно выступает за развитие борьбы с незаконным оборотом наркотиков в рамках, установленных антинаркотическими конвенциями ООН. При этом акценты ставятся не на обеспечении безболезненного существования наркозависимых, а на праве человека жить в свободном от наркотиков окружении. Наилучшим способом достижения данной цели полагается устранение наркопроизводства как первопричины незаконного оборота наркотиков и компенсация доходов населения от выращивания наркосодержащих препаратов посредством реализации программ альтернативного развития.

Специальная сессия Генассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году, вероятно, станет местом первого серьёзного открытого противостояния двух концептуально различных подходов к противодействию незаконному обороту наркотиков - традиционного и нарколиберального. Принятые ею решения могут на длительный временной период определить международные стратегические подходы к борьбе с наркотиками.

На данный момент аргументация нарколибералов кажется особенно привлекательной из-за кризисных явлений в мировой экономике, так как обещает быстрое получение крупных доходов для решения сиюминутных проблем.

Однако государства ШОС, которые не понаслышке знакомы с потенциальными последствиями отказа от жёсткого контроля за распространением наркотиков на примере Китая, где в своё время бесконтрольное потребление опиума вызвало быструю деградацию и вымирание населения в угоду прибылей Ост-Индской компании, понимают всю значимость сохранения международной антинаркотической системы.

Коллеги, предлагаю от имени ШОС выступить на спецсессии с единой позицией в поддержку инициативы ликвидации наркопроизводства, альтернативного развития наркопроизводящих государств и укрепления традиционного режима контроля за наркотиками.

Соответствующие инициативы подготовлены, обсуждены на уровне экспертов и старших должностных лиц наших ведомств. Предлагаю их одобрить и направить главам наших государств для отражения антинаркотической тематики в итоговом документе предстоящего в июле уфимского саммита. Прошу поддержать.

Также предлагаю уже в ближайшее время приступить к разработке и согласованию новой Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2017-2022 годы, чтобы через год, в 2016 году, когда закончит своё действие Антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС на 2011-2016 годы, мы имели новый полноценный вариант с учётом принятых решений.

Для этого считаю целесообразным создать рабочую группу по разработке новой стратегии. Спасибо за внимание!

Мультимедиа